10-11 Второй иностранный язык (французский яз., базовый уровень) ФГОС СОО

Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МАОУ СОШ № 20
28.08.2020. № 109

Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык (французский язык)
(базовый уровень), составлена на основе ООП СОО МАОУ СОШ №20, с учетом рабочей
программы воспитания.
Программа направлена на реализацию следующих целей:


развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –
речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям
стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на
разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных
умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;



развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Главной задачей учебного аспекта в 10-11 классе является систематизация, обобщение и
закрепление материала, пройденного ранее.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: личностные,
метапредметные и предметные.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма
и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и
систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса,
дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к
изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне
общего образования.__
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
 вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого
языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 вести диалог-обмен мнениями;
 брать и давать интервью;
 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;



передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст,
ключевые слова/план/вопросы;
 описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному /прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и
т. п.)
 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную /интересующую /запрашиваемую информацию в
аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое
количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
 читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие
отдельные неизученные языковые явления;
 читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные языковые явления, нужную /интересующую /запрашиваемую информацию,
представленную в явном и в неявном виде;
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
 выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
 восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
 заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол,
возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);



писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания
(объемом 30–40 слов, включая адрес);
 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность,
извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
 писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмостимул;
 составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
 писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
 правильно писать изученные слова;
 правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
 членить предложение на смысловые группы;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения
их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило
отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
 узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы;



употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе
многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
 соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и
конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
– существительные с суффиксами -tion, -sion (collection, révision); -ement (appartement); - eur
(ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste, - isme (journaliste,
tourisme); -er/-ère (boulanger/boulangère); -ien/ -ienne (pharmacien/pharmacienne); -erie (parfumerie); ence, -ance (préférence, confiance); -aire (questionnaire); -oir, -oire (couloir, mémoire); -age (bricolage); té (activité); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ure (ouverture); -ise (friandise);
– наречия с суффиксом -ment;
– прилагательные с суффиксами: -eur/-euse (heureux/heureuse); -ique (sympathique);
- ant (intéressant); -ain (américain); -ais (français); -ois (chinois); -ien (parisien); -able/-ible (vivable,
lisible); -el/-elle, al/-ale, -ile, il/-ille (professionnel, génial, difficile, gentil); -eau/-elle (nouveau/nouvelle); aire (planétaire); -atif/-ative (consultatif);
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием префиксации в пределах
тематики основной школы соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
– существительные, прилагательные и глаголы: in-, im-, il- (inconnu, impossible, illisible); dé- (départ,
décourager); dis- (disparaître); re-, ré- (refaire, réviser), pré-(prévenir); -mé-(méfiant); a- (asymétrique);
extra- (extraordinaire); anti-(antichoc);
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
– существительное + существительное (télécarte);
– существительное + предлог + существительное (arc-en-ciel);
– прилагательное + существительное (cybercafé);
– глагол + местоимение (rendez-vous);
– глагол + существительное (passe-temps);
– предлог + существительное (sous-sol);
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием конверсии (образование
существительных от неопределённой формы глагола (conseiller — un conseil) в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
 распознавать интернациональные слова в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные
в пределах тематики основной школы;
 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные
синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
 распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
 распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;



распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности;
 использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
 оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной
задачей в коммуникативно-значимом контексте:
 распознавать и употреблять в процессе устного и письменного общения основные
синтаксические конструкции и морфологические формы в соответствии с коммуникативной
задачей в коммуникативно значимом контексте:
– нераспространённые и распространённые предложения;
– безличные предложения;
– предложения с неопределённо-личным местоимением on;
– сложносочинённые предложения с союзами ou, mais, ni … ni;
– все типы вопросительных предложений;
– прямой порядок слов и инверсию;
– вопросительное прилагательное quel, вопросительные наречия où, quand, comment, pourquoi;
вопросительные местоимения qui, que, quoi, lequel;
– отрицательные частицы plus, jamais, rien, personne;
– особенности употребления отрицания перед неопределённой формой глагола (l’infinitif);
– ограничительный оборот ne … que;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных
формах:
– временные формы изъявительного наклонения (l’indicatif): le présent, le futur simple, le futur
immédiat, le passé composé, l’imparfait, le plus-que-parfait, le futur dans le passé;
– возвратные (местоименные) глаголы;
– спряжение глаголов I и II группы, распространённых глаголов III группы в изъявительном
наклонении;
– согласование причастия сложных форм глагола с подлежащим и прямым дополнением;
– согласование времён в плане настоящего и прошедшего;
– прямая и косвенная речь;
 распознавать и употреблять в речи:
– повелительное наклонение регулярных и распространённых нерегулярных глаголов в
утвердительной и отрицательной форме (l’impératif);
– временную форму условного наклонения (le conditionnel présent) в простом и сложном
предложении;
– le subjonctif présent регулярных и наиболее частотных нерегулярных глаголов в дополнительных
придаточных;
– активный и пассивный залог в настоящем времени изъявительного наклонения;
– предлоги par и de в пассивных конструкциях;



распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и прошедшего времени (le
participe présent и le participe passé), деепричастие (le gérondif), инфинитивные конструкции
после глаголов восприятия;
 распознавать и употреблять в речи особые формы существительных женского рода и
множественного числа (un homme — une femme; travail — travaux), особые формы
прилагательных женского рода и множественного числа (belle — beau, long — longue,
culturelle, но musicale, spécial — spéciaux/spéciales и др.);
 распознавать и употреблять в речи частичный артикль с абстрактными и вещественными
существительными; замена артикля предлогом de; употребление предлогов и артиклей
перед географическими названиями (en France, de Chine, au Canada, du Japon);
 распознавать и употреблять в речи наречия на -ment, -emment, -amment;
 распознавать и употреблять в речи степени сравнения прилагательных и наречий, особые
случаи их образования (bon — meilleur, bien — mieux);
 распознавать и употреблять в речи личные местоимения в функции прямых и косвенных
дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; местоимения en и y;
относительные местоимения qui, que, où, dont; указательные и притяжательные
местоимения; неопределённые прилагательные и местоимения (on, tout, même, personne,
chaque, chacun(e), quelque(s), quelqu’un, quelques-un(e)s, plusieurs);
 распознавать и употреблять в речи количественные числительные свыше 1000 и порядковые
числительные свыше 10;
 использовать управление распространённых глаголов; предлоги, служащие для выражения
пространственных (à, de, dans, sur, sous, entre, vers) и временных (pendant, depuis, en, dans,
pour) отношений; распространённые коннекторы: pourtant, enfin, d’abord, ensuite и т. д.
 распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные, побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и
восклицательные;
 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения;
 распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными
союзами;
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и
союзными словами;
 использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем и прошедшем времени;
 распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным
артиклем; распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные,
возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные,
вопросительные;
 распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной
и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;



распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова,
выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной
степенях, образованные по правилу и исключения;
 распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах
действительного залога: Passe Compose, Passe Simple, Present, Future Simple и пр.;
 распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения
будущего времени;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
 распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги,
употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными
дополнительными (союз que), определительными (союзные слова qui, que, dont, où),
обстоятельственными (наиболее распространённые союзы, выражающие значения времени
(quand), места (où), причины (parce que), следствия (ainsi), цели (pour que);
 распознавать и употреблять в речи причинные отношения в простом и сложном
предложении: parce que, grâce à, à cause de, comme, car; временные отношения в простых
сложных предложениях; выражения цели и следствия, условия и гипотезы, сравнения;
 противопоставления и уступки в простых и сложных предложениях.
 распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами;
 распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в
правильном порядке их следования;
 распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах;
 распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола
(инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения
их функций и употреблять их в речи;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
 представлять родную страну и культуру на французском языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
 находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при
говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться
языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

Предметное содержание речи
Повседневная жизнь Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе. Семейные
традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями.
Здоровье Посещение врача. Здоровый образ жизни.
Спорт Активный отдых. Экстремальные виды спорта.
Городская и сельская жизнь Особенности городской и сельской жизни в России и странах
изучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство.
Научно-технический прогресс Прогресс в науке. Космос. Новые информационные
технологии.
Природа и экология Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение
климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и мира.
Современная молодежь Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями.
Образовательные поездки.
Профессии Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии.
Образование и профессии.
Страны изучаемого языка Географическое положение, климат, население, крупные города,
достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные
даты в России и странах изучаемого языка.
Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в
профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся личности, повлиявшие
на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка.
Широкое использование в учебном процессе интернет-ресурсов и других мультимедийных
средств. Главными текстами становятся web-страницы, блоги, форумы, сайты. Привлекает
внимание раздел учебника, посвящённый работе с песней.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока
Изучение иностранных языков.
Иностранные языки в профессиональной деятельности
Иностранные языки для повседневного общения.
Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России
Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки стран
изучаемого языка.
Общение с друзьями и знакомыми.
Переписка с друзьями.
Путешествие за рубежом.
Страны изучаемого языка
Географическое положение, климат франкоязычных государств.
Столицы, крупные города. Население.
Достопримечательности стран изучаемого языка.
Путешествие по своей стране
Столица, крупные города. Население.
Достопримечательности своей страны
Праздники и знаменательные даты в России
Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
Спорт
Активный отдых.
Экстремальные виды спорта.
Новые информационные технологии.
Увлечения и интересы.
Связь с предыдущими поколениями.
Городская и сельская жизнь
Особенности городской и сельской жизни в России
Особенности городской и сельской жизни в странах изучаемого языка.
Городская инфраструктура.
Сельское хозяйство.
Природа и экология
Природные ресурсы.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33

Изменение климата и глобальное потепление.
Возобновляемые источники энергии.
Знаменитые природные заповедники России и мира.
Итого

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».