ООП СОО МАОУ СОШ № 20 (2023)

Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20

Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 20
____________Н.В.Гулькина
Приказ № 153 от 30.08.2023 г.

Основная образовательная программа среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 20

2

Оглавление ООП СОО МАОУ СОШ № 20

№

Наименование раздела

№ стр.

I.

Общие положения ООП СОО МАОУ СОШ № 20

1

II.

Целевой раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20

4

2.1.

Пояснительная записка

7

2.2

Планируемые результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ
№ 20

11

2.3.

Система оценки достижения планируемых результатов ООП
СОО МАОУ СОШ № 20

14

III.

Содержательный раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20

3.1.

Рабочая программа «Русский язык»

22

3.2.

Рабочая программа «Литература» (базовый уровень)

22

3.3.

Рабочая программа «Литература» (углублённый уровень)

22

3.4.

Рабочая программа «Иностранный (английский) язык»
(базовый уровень)

22

3.5.

Рабочая программа «Иностранный (немецкий) язык»
(базовый уровень)

22

3.6.

Рабочая программа «Иностранный (французский) язык»
(базовый уровень)

22

3.7.

Рабочая программа «Математика» (базовый уровень)

22

3.8.

Рабочая программа «Вероятность и статистика»

22

3.9.

Рабочая программа «Математика» (углублённый уровень)

22

3.10.

Рабочая программа «Информатика» (базовый уровень)

22

3.11.

Рабочая программа «Физика» (базовый уровень)

22

3.12.

Рабочая программа «Химия» (базовый уровень)

22

3

3.13.

Рабочая программа «Биология» (базовый уровень)

22

3.14.

Рабочая программа «История» (базовый уровень)

23

3.15.

Рабочая программа «Обществознание» (базовый уровень)

23

3.16.

Рабочая программа «Обществознание» (углублённый
уровень)

23

3.17.

Рабочая программа «География» (базовый уровень)

23

3.18.

Рабочая программа «География» (углублённый уровень)

23

3.19.

Рабочая программа «Физическая культура»

23

3.20.

Рабочая программа «ОБЖ»

23

3.21.

Рабочие программы учебных предметов, части формирумой
участниками образовательных отношений

23

3.22.

Рабочие программы внеурочной деятельности

23

3.23.

Программа формирования УУД ООП СОО МАОУ СОШ № 20

24

3.24.

Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 20

25

4.

Организационный раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20

4.1.

Учебный план среднего общего образования МАОУ СОШ №
20

26

4.2.

Календарный учебный график МАОУ СОШ № 20

28

4.3.

План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 20

30

4.4.

Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 20

31

1. Общие положения

4

МАОУ СОШ № 20 разработала

основную образовательную программу

среднего общего образования (далее соответственно – образовательная организация,
ООП СОО) в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО1) и ФОП СОО. При
этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной
организацией ООП СОО должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП СОО2.
4. При разработке ООП СОО МАОУ СОШ № 20 предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО
федеральных рабочих программ
«Литература»,

«История»,

по

учебным

«Обществознание»,

предметам

«Русский

«География»

и

язык»,

«Основы

безопасности жизнедеятельности»3.
5. ООП СОО МААОУ СОШ № 20

включает три раздела: целевой,

содержательный, организационный 4.
6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП СОО МАОУ СОШ № 20, а также способы определения
достижения этих целей и результатов5.
7. Целевой раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20 включает:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г.,
регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953), от 31 декабря 2015
г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г.,
регистрационный № 41020), от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный № 47532), приказами Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный № 61749),
от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25
декабря 2020 г., регистрационный № 61828) и от 12 августа 2022 г. № 732 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034).
2
Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3
Часть 63 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
4
Пункт 14 ФГОС СОО.
5
Пункт 14 ФГОС СОО.
1

5

- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО6.
8. Содержательный раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20 включает
следующие

программы,

ориентированные

на

достижение

предметных,

метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов;
-

программу

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся7;
- рабочую программу воспитания.
9. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения ОП СОО МАОУ СОШ №20 и разработаны на
основе требований ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего
образования.
10. Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся содержит:
-

цели

и

задачи,

включая

учебно-исследовательскую

и

проектную

деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных
учебных действий;
- описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных
учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и
внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в
структуре образовательной деятельности8.
11. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 20 направлена на развитие
личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и
физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы среднего
общего образования9.
12. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 20 реализуется в единстве
Пункт 14 ФГОС СОО.
Пункт 14 ФГОС СОО.
8
Пункт 18.2.1 ФГОС СОО.
9
Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
6
7

6

урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой МАОУ СОШ № 20 совместно
с семьей и другими институтами воспитания10.
13. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 20 предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям –
нравственным ориентирам, являющимся основой мировоззрения граждан России,
передаваемым от поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской
идентичности

и

единого

культурного

пространства

страны,

укрепляющие

гражданское единство, нашедшие свое уникальное проявление в духовном,
историческом и культурном развитии многонационального народа России 11.
14. Организационный раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20 определяет общие
рамки организации образовательной деятельности, а также организационные
механизмы и условия реализации программы среднего общего образования12 и
включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы.
. Календарный план воспитательной работы содержит перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация
принимает участие в учебном году или периоде обучения.

2. Целевой раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 20
Пояснительная записка
Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.
12
Пункт 14 ФГОС СОО.
10
11

7

ООП СОО МАОУ СОШ № 20 является основным документом, определяющим
содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную
деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Целями реализации ООП СОО МАОУ СОШ № 20 являются:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
воспитание

-

и

социализация

обучающихся,

их

самоидентификация

посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и
гражданского становления;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
формирование

-

навыков

самостоятельной

учебной

деятельности

обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации
содержания среднего общего образования;
- подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных

программ

и

учебных

планов

для

одарённых,

успешных

обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП СОО МАОУ СОШ № 20
предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического
вкуса

и

здорового

образа

жизни,

высокой

культуры

межличностного

и

межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие

8

склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего
образования;
- достижение планируемых результатов освоения ООП СОО МАОУ СОШ №
20 всеми обучающимися, в том

числе обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного среднего общего
образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-

участие

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей),

педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-

создание

психологического
безопасности.

условий
и

для

социального

сохранения
здоровья

и

укрепления

обучающихся,

физического,

обеспечение

их

9

. ООП СОО МАОУ СОШ № 20 учитывает следующие принципы:
- принцип учёта ФГОС СОО: ООП СОО МАОУ СОШ № 20 базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП СОО МАОУ СОШ № 20 характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО МАОУ
СОШ № 20 обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: ООП СОО МАОУ СОШ № 20
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ
и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
-

системно-деятельностный

подход,

предполагающий

ориентацию

на

результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
-

принцип

учета

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
- принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета
специфики изучаемых учебных предметов;
- принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО МАОУ СОШ № 20
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий

10

направленность учебного процесса на достижение личностных результатов
освоения образовательной программы;
-

здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не

допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или)

психическому

здоровью

обучающихся,

приоритет

использования

здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация

учебных и

внеурочных мероприятий должны соответствовать

требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской

Федерации

29

января

2021

г.,

регистрационный

№

62296),

действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и
санитарными

правилами

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,

утвержденными

постановлением

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП СОО МАОУ СОШ № 20 учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за два
учебных года не составляет менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями13.
В

целях

удовлетворения

образовательных потребностей

и

интересов

обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
13

11

для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ
СОШ № 2014.

2.2. Планируемые результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20
Планируемые результаты освоения

ООП СОО МАОУ СОШ № 20

соответствуют современным целям среднего общего образования, представленным
во ФГОС СОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
МАОУ СОШ № 20 включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование
системы

значимых

ценностно-смысловых

установок,

антикоррупционного

мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20 достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности МАОУ СОШ № 20 в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения

и

способствуют

процессам

самопознания,

самовоспитания

и

саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20 отражают
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
14

12

основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного
воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
- освоение обучающимися межпредметных понятий (используются

в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира)
и

универсальных

учебных

действий

(познавательные,

коммуникативные,

регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности

и

организации

работниками

и

сверстниками,

учебного
к

сотрудничества

участию

в

с

педагогическими

построении

индивидуальной

образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение овладевать:
- познавательными универсальными учебными действиями;
- коммуникативными универсальными учебными действиями;
- регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение
предполагает

познавательными

умение

использовать

универсальными
базовые

учебными

логические

действиями

действия,

базовые

исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий

13

обеспечивает

сформированность

социальных навыков

общения,

совместной

деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Предметные результаты включают:
- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления;
- виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
- сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на
применение знаний и конкретные умения;
- определяют минимум содержания гарантированного государством среднего
общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
- определяют требования к результатам освоения программ среднего общего
образования по учебным предметам;
- усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и
мира в целом, современного состояния науки.
Предметные

результаты освоения

ООП СОО

МАО

СОШ

№ 20

устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20 для учебных
предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение общеобразовательной
и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20 для учебных
предметов на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему
профессиональному

образованию,

развитие

индивидуальных

способностей

обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым уровнем,
освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих
учебному предмету.

14

Предметные

результаты

освоения

ООП

СОО

МАОУ

СОШ

№

20

обеспечивают возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и
профессиональной деятельности.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП СОО МАОУ СОШ № 20
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного
процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
Основными

направлениями

и

целями

оценочной

деятельности

в

образовательной организации являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа
процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка
результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной
базой

выступают

требования

ФГОС

СОО,

которые

конкретизируются

в

планируемых результатах освоения обучающимися ФОП СОО. Система оценки
включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;

15

- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся16;
- итоговую аттестацию17.
В соответствии с ФГОС СОО система оценки МАОУ СОШ № 20 реализует
системно-деятельностный,

уровневый

и

комплексный

подходы

к

оценке

образовательных достижений.
_____________________________________

Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
17
Статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
16

18.7. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и

учебно-практических задач,

а

также

в

оценке

уровня

функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты
обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый

подход

служит

важнейшей

основой

для

организации

индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к
содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется
через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;

16

- использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся,
условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов
в целях управления качеством образования;
-

использование

дополняющих

друг

разнообразных

друга,

в

том

методов

числе

и

форм

оценок

оценки,

проектов,

взаимно

практических,

исследовательских, творческих работ, наблюдения;
- использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся

в

самостоятельную

оценочную

деятельность

(самоанализ,

самооценка, взаимооценка);
- использование мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний,

в

том

числе

формируемых

с

использованием

информационно-

коммуникационных (цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех

компонентов

образовательной

деятельности,

включая

внеурочную

деятельность. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую
оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности МАОУ СОШ № 20 и образовательных систем
разного уровня.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в общественно
значимых мероприятиях федерального, регионального, муниципального, школьного
уровней; в соблюдении норм и правил, установленных в МАОУ СОШ № 20; в
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных
предметов; в ответственности за результаты обучения; способности делать
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор

17

профессии.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 20, которые
отражают совокупность познавательных,

коммуникативных и регулятивных

универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности МАОУ СОШ №
20.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
-

способность

познавательной

и

использования
социальной

универсальных

практике,

готовность

учебных
к

действий

в

самостоятельному

планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
. Оценка

достижения

метапредметных

результатов

осуществляется

администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий может
строиться на межпредметной основе и включать диагностические материалы по
оценке читательской, естественно-научной, математической, цифровой, финансовой
грамотности,

сформированности

регулятивных,

коммуникативных

и

познавательных универсальных учебных действий.
Формы оценки:
- для проверки читательской грамотности

– письменная работа на

18

межпредметной основе;
- для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
- для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и
результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований
и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью
не менее чем один раз в два года.
Индивидуальные учебные исследования и проекты (далее вместе – проект)
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной

основе

с

целью

продемонстрировать

свои

достижения

в

самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную

деятельность

(учебно-познавательную,

конструкторскую,

социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
-

работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,

отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного
стихотворного

искусства),

представленная

произведения,

инсценировки,

в

виде

прозаического

художественной

или

декламации,

исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются МАОУ СОШ № 20.
Проект оценивается по критериям сформированности:
-

познавательных

универсальных

учебных

действий,

включающих

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение

19

поставить проблему и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку
информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого
решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого
решения и других;
- предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или
темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ

с учётом

специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы, ориентированы на применение обучающимися знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное
обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, отвечающих содержанию учебных
предметов,

в

том

коммуникативных)

числе

метапредметных

действий,

а

также

(познавательных,

компетентностей,

регулятивных,

соответствующих

направлениям функциональной грамотности.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником
в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП СОО МАОУ СОШ № 20.

20

Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно
(письменно), практика);
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
- график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией МАОУ СОШ № 20 с
целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает как основа
(точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с
информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов. Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ
и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая

оценка

может

быть

формирующей

(поддерживающей

и

направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в
обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.

21

В текущей оценке используются различные формы и методы проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса.
Тематическая

оценка

представляет

собой

процедуру

оценки

уровня

достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
- стартовая диагностика;
- оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
- оценка уровня функциональной грамотности;
- оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещённых

уроков,

анализа

качества

учебных

заданий,

предлагаемых

педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением педагогического совета МАОУ СОШ № 20. Результаты внутреннего
мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций

для текущей

коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения
квалификации педагогического работника.
3. Содержательный раздел.
3.1. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (базовый
уровень).
3.2.

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (базовый

уровень) (Приложение 2).

22

3.3. Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (углублённый
уровень) (Приложение 3).
3.4. Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский)
язык (базовый уровень)» (Приложение 4).
3.5. Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык
(базовый уровень)» (Приложение 5).
3.6. Рабочая программа по учебному предмету «Французский язык» (базовый
уровень) (Приложение 6).
3.7. Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического
анализа» (Приложение 7).
3.8. Рабочая программа учебного курса «Геометрия» (Приложение 8).
3.9.

Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика»

(Приложение 9).
3.10. Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
учебный курс «Алгебра и начала математического анализа» (углублённый
уровень) (Приложение 10).
3.11. Рабочая программа учебного курса «Геометрия» (углублённый уровень)
(Приложение 11).
3.12. Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (базовый
уровень) (Приложение 12).
3.13.Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (базовый уровень)
(Приложение 13).
3.14.

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый

уровень)(Приложение 14).
3.15. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень)
(Приложение 15).
3.16. Рабочая программа по учебному предмету «История» (базовый уровень)
(Приложение 16).

23

3.17. Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект»
(Приложение 17).
3.18.

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Обществознание»

(углублённый уровень) (Приложение 18).
3.19. Рабочая программа по учебному предмету «География» (базовый
уровень) (Приложение 19).
3.20. Рабочая программа по учебному предмету «География» (углублённый
уровень) (Приложение 20).
3.21. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
(Приложение 21).
3.22. Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (базовый уровень) (Приложение 22).
3.23. Рабочие программы учебных предметов, части формирумой участниками
образовательных отношений (Приложение 23)
3.24. Рабочие программы внеурочной деятельности (Приложение 24)

24

3.25. Программа формирования универсальных учебных действий МАОУ
СОШ № 20.
На уровне среднего общего образования продолжается формирование
универсальных учебных действий (далее – УУД), систематизированный комплекс
которых закреплен во ФГОС СОО.
На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны
прирасти за счет умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях,
управлять своей деятельностью в открытом образовательном пространстве.
Развитие регулятивных действий напрямую связано с развитием коммуникативных
УУД.

Обучающиеся

деятельность

для

исследовательских,

осознанно
решения

проектных,

используют

разноплановых

коллективно-распределенную
учебных,

профессиональных задач,

познавательных,
для

эффективного

разрешения конфликтов. Старший школьный возраст является ключевым для
развития познавательных УУД и формирования собственной образовательной
стратегии. Появляется сознательное и развернутое формирование образовательного
запроса, что особенно важно с учетом повышения вариативности на уровне
среднего общего образования, когда обучающийся оказывается в ситуации выбора
уровня изучения предметов, профиля и подготовки к выбору будущей профессии.
Программа развития УУД направлена на повышение эффективности освоения
обучающимися ООП СОО МАОУ СОШ № 20, а также усвоение знаний и учебных
действий; формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской

деятельности

для

достижения

результатов образования (Приложение 25).

практико-ориентированных

25

3.26. Рабочая программа воспитания ООП СОО МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа воспитания ООП СОО МАОУ СОШ № 20. Программа
воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.

26

4. Организационный раздел
4.1 Учебный план среднего общего образования МАОУ СОШ № 20.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности 15.
Учебный план СОО МАОУ СОШ № 20 обеспечивает реализацию требований
ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план СОО МАОУ СОШ № 20:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план СОО МАОУ СОШ № 20 состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана

СОО МАОУ СОШ № 20 определяет

состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную

аккредитацию

образовательных

организаций,

реализующих

образовательную программу среднего общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана СОО МАОУ СОШ № 20, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие

углубленное

изучение

учебных

предметов,

с

целью

удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
15

27

особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время,

отводимое

на

данную

часть

федерального

учебного

плана

использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
-другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся (Приложение 27)

28

4.2. Календарный учебный график СОО МАОУ СОШ № 20.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. МАОУ СОШ №20 определила режим работы 6-дневной учебной недели
с учетом законодательства Российской Федерации.
Продолжительность

учебного

года

при

получении

среднего

общего

образования составляет 34 недели.
Учебный год в МАОУ СОШ № 20 начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в СОО МАОУ СОШ № 20 заканчивается 26 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в
предыдущий рабочий день. Для 11 классов окончание учебного года определяется
ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике СОО
МАОУ СОШ № 20 предусматривается чередование периодов учебного времени и
каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных
дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть – 8 учебных
недель; II четверть – 8 учебных недель; III четверть – 11 учебных недель, IV
четверть – 7 учебных недель.
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Продолжительность урока - 40 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности

обучающихся

и

шкалы

трудности

учебных предметов,

определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет для обучающихся 10–11 классов – не более 7 уроков.

29

Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов (Приложение 28)

30

4.3. План внеурочной деятельности СОО МАОУ СОШ № 20.
План внеурочной деятельности СОО МАОУ СОШ № 20 является частью
организационного раздела ООП СОО МАОУ СОШ № 20 и представляет собой
описание целостной системы функционирования МАОУ СОШ № 20 в сфере
внеурочной деятельности и включает:
-

план

организации

деятельности

ученических

сообществ

(групп

обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том
числе и в рамках «Российского движения школьников»);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года
обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов.
Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана (Приложение 29).

31

4.4. Календарный план воспитательной работы СОО МАОУ СОШ № 20
134.3. МАОУ СОШ № 20 вправе наряду с федеральным календарным планом
воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной
рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и
дополнительного образования детей (Приложение 30).
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в
борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек.
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России.
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;

32

27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады,
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.

33

Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино (Приложение 30).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».