Программа формирования УУД НОО

Приложение № 14
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ МАОУ СОШ № 20
30.08.2023 г. № 151

Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 20

Программа
формирования
НОО в соответствии с ФОП

универсальных

учебных

действийдля ООП

Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уровне НОО
в МАОУ СОШ №20 составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
Программа формирования УУД конкретизирует требования ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных (обобщенных) учебных
действий (далее - УУД) имеет следующую структуру:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через
установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и
достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в
следующем:
- предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления
УУД;
- развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной
поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных
процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях
дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами
образовательного процесса);
- под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как
качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет
обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том
числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов,
процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
- построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования УУД способствует снижению
доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития
обучающегося, и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в
условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых
объектов, сюжетов, процессов.
Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной
деятельности обучающихся, и включают:
- методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального
отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения
и другое);
- базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение,
классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и
другое);
- работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы,
диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).
Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося к
самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к
информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами
многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных
групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной
действительности, и даже с самим собой.
Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную
среду класса, образовательной организации.



Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами
учебных операций,
обеспечивающих:
- смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с
ними;
- успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных
отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
- успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов
учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция,
динамическое представление);
- результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного
мнения, учет суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую
точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия.
Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление
рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их формирование
осуществляется на пропедевтическом уровне).
Выделяются шесть групп операций:
принимать и удерживать учебную задачу;
планировать ее решение;
контролировать полученный результат деятельности;
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность
обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному
самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия.
В федеральных рабочих программах учебных предметов требования и планируемые результаты
совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что
способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых
обеспечивает ее успешность:
- знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить
компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия;
- волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в
результат общего труда и другие).
Механизмом конструирования образовательного процесса являются следующие методические
позиции.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и
устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют формированию разных
метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету предусматривается включение
заданий, выполнение которых требует применения определенного познавательного, коммуникативного
или регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно
выделить в содержании каждого учебного предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных
предметов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании.
На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник предлагает
задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании.
Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его независимо от
предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщенное видение учебного
действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, "наблюдать
- значит...", "сравнение - это...", "контролировать - значит..." и другое.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность (независимость от конкретного
содержания) как свойство учебного действия сформировалась.
Педагогический работник использует виды деятельности, которые в особой мере провоцируют
применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием электронных

образовательных и информационных ресурсов информационно-телекомуникационной сети "Интернет",
исследовательская, творческая деятельность, в том числе с использованием экранных моделей
изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа организации
обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в
готовом виде. В этом случае задача обучающегося - запомнить образец и каждый раз вспоминать его при
решении учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов универсальные действия,
требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля
своей деятельности, не являются востребованными, так как использование готового образца опирается
только на восприятие и память.
Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность обучающегося к диалогу,
обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и
исследовательская деятельность может осуществляться с использованием информационных банков,
содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения),
в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Например, для формирования наблюдения как метода познания разных объектов
действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных природных
условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального) представления разных
объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно
предоставить ученику в условиях образовательной организации (объекты природы, художественные
визуализации, технологические процессы и другие).
Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на которых строится
аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с представленным на экране
виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать
доказательства, формулировать обобщения практически на любом предметном содержании.
Если эта работа проводится учителем систематически и на уроках по всем учебным предметам, то
универсальность учебного действия формируется успешно и быстро.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих операциональный состав
учебного действия. Цель таких заданий - создание алгоритма решения учебной задачи, выбор
соответствующего способа действия. На первых этапах указанная работа организуется коллективно,
выстраиваются пошаговые операции, постепенно обучающиеся учатся выполнять их самостоятельно.
При этом очень важно соблюдать последовательность этапов формирования алгоритма: построение
последовательности шагов на конкретном предметном содержании; проговаривание их во внешней речи;
постепенный переход на новый уровень - построение способа действий на любом предметном
содержании и с подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
- от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим
оценкам;
- выполняющий задание осваивает два вида контроля - результата и процесса деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные
трудности и ошибки. При этом возможно реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок
обучающегося и с соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих
ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной деятельности развивает
способность обучающихся работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых
нестандартных ситуациях.
Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий сравниваемых
предметов (объектов, явлений); определение их сходства, тождества, похожести; определение
индивидуальности, специфических черт объекта. Для повышения мотивации обучения обучающемуся
предлагается новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов,
явлений) - выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов
(объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с
другими.
Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые подлежат классификации;
сравнение выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные
(существенные) свойства; выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся
объектов; разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку.
Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их
количество в отличие от реальных условий, для анализа свойств объектов, которые подлежат

классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей
изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности
обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов (объектов, явлений,
понятий) и выделение их общих признаков; анализ выделенных признаков и определение наиболее
устойчивых (инвариантных) существенных признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и (или)
особенных свойств каждого предмета; сокращенная сжатая формулировка общего главного
существенного признака всех анализируемых предметов. Обучающемуся предлагается (в условиях
экранного представления моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для
сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков. При этом возможна
фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов
работы.
Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых
способов действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся четкое
представление об их универсальных свойствах, то есть возможность обобщенной характеристики
сущности универсального действия.
Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения
программы начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так
как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой
(отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности. В задачу педагогического работника
входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных
достижений обучения представлено в разделе "Содержание обучения", которое строится по классам. В
каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный вариант содержания всех групп УУД
по каждому году обучения на уровне начального общего образования. В 1 и 2 классах определен
пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения появляются
признаки универсальности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в
разделе "Планируемые результаты обучения". Познавательные УУД включают перечень базовых
логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные
УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым
чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи
(описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий
саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел "Совместная деятельность" интегрирует
коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности.

Характеристика универсальных учебных действий
Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, характеризующие совокупность
познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также
уровень овладения междисциплинарными понятиями (далее – метапредметные результаты),
сгруппированы во ФГОС по трем направлениям и отражают способность обучающимися
использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать (п.9
ФГОС НОО):
Познавательные универсальные Коммуникативные
Регулятивные
учебные действия
универсальные учебные
универсальные учебные
действия
действия

учебные знаково-символические
средства,
являющиеся
результатами
освоения
обучающимися
программы
начального общего образования,
направленные на овладение и
использование
знаковосимволических средств:
- замещение
- моделирование
- кодирование и декодирование
информации
- логические операции, включая
общие приемы решения задач)

учебные знаково-символические
средства,
являющиеся
результатами
освоения
обучающимися
программы
начального общего образования,
направленные на приобретение
ими умения:
- учитывать позицию собеседника
- организовывать и осуществлять
сотрудничество, коррекцию с
педагогическими работниками и
со сверстниками
адекватно
передавать
информацию
и
отображать
предметное содержание и условия
деятельности и речи
- учитывать разные мнения и
интересы,
аргументировать
и
обосновывать свою позицию
- задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнером

учебные
символические

знаковосредства,
являю

щиесярезультатами
освоен
ия
обучающимися
прогр
аммы начального общего
образования, направленные
на овладение типами учебных
действий,включающими:
- способность принимать и
сохранять учебную цель и
задачу
- планировать ее реализацию
- контролировать и оценивать
свои действия
- вносить соответствующие
коррективы в их выполнение
- ставить
новые
учебные
задачи
проявлять
познавательную инициативу
в
учебном
сотрудничестве
- осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий контроль
по результату и способу
действия,
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного внимания

Значение УУД:


успешное овладение младшими школьниками всеми учебными предметами
развитие психологических новообразований этого возраста,
обеспечивающих
становление способности к применению полученных знаний и к самообразованию
обучающегося
 расширение и углубление познавательных интересов обучающихся
 успешное овладение младшими школьниками начальными навыками работы с
развивающими сертифицированными обучающими и игровыми цифровыми ресурсами
 успешное овладение младшими школьниками начальными сведениями об
информационной безопасности при работе с обучающимися и игровыми цифровыми
ресурсами
Универсальный характер учебных действий:
 носят надпредметный, метапредметный характер
 обеспечивает ценность общекультурного, личностного о познавательного развития и
саморазвития личности
 обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса
 лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от
ее специально-предметного содержания
 обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических
способностей обучающегося
Функции универсальных учебных действий включают:
 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы





достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации в системе
непрерывного
образования,
формирования
«компетентности
к
обновлению
компетентностей» (Я.А. Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих
ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной мобильности
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины
мира, компетентностей в любой предметной области познания

Механизмы формирования УУД
Система работы школы по формированию УУД
Механизмы формирования УУД
Способы реализации
1. Содержание учебных предметов
2. Образовательные технологии
Проблемно-диалогическая технология
деятельностного типа
Технология формирования типа правильной
читательской деятельности
Технология развития критического мышления
через чтение и письмо
Технология проектной деятельности
Технология формирующего оценивания
Технология смешанного обучения
Сингапурские технологии
3. Учебное сотрудничество
Организация групповой работы, работы в парах
4. Учебные ситуации и учебные задачи
5. Этапы урока
6. Варианты заданий для достижения
метапредметных образовательных результатов
7. Курсы внеурочной деятельности
8. Проектно-исследовательская деятельность
Защита групповых проектов по итогам освоения
ООП НОО
9. События, направленные на совместную
работу всего педагогического коллектива и
1. Содержание учебных предметов

Базовые логические
действия

Русский язык
Познавательные УУД
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и др.), устанавливать аналогии языковых единиц
- объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку
- определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов), классифицировать языковые
единицы
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос а
дополнительную информацию
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы

Базовые
исследовательские
действия

Работа с
информацией

Общение

Самоорганизация
Самоконтроль

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев)
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание,
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации для уточнения
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику)
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии
- признавать возможность существования разных точек зрения
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата
- выстраивать последовательность выбранных действий
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

Совместная
деятельность

Базовые логические
действия

Базовые
исследовательские
действия

Работа с
информацией

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты
- ответственно выполнять свою часть работы
- оценивать свой вклад в общий результат
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы
Литературное чтение
Познавательные УУД
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии,
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
)ситуации) на основе предложенных учителем вопросов
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев)
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие)
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования)
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях
- выбирать источник получения информации
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа ее проверки
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Коммуникативные УУД

Общение

Самоорганизация
Самоконтроль
Совместная
деятельность

Базовые логические
действия

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии
- признавать возможность существования разных точек зрения
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией
- готовить небольшие публичные выступления
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата
- выстраивать последовательность выбранных действий
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты
- ответственно выполнять свою часть работы
- оценивать свой вклад в общий результат
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы
Немецкий язык
Познавательные УУД
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях , поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы

Базовые
исследовательские
действия

Работа с
информацией

Общение

Самоорганизация

Самоконтроль

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, ситуации
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев)
- проводить по предложенному плану несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть целое, причина следствие)
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования),
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях
- выбирать источник получения информации
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа ее проверки
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей несовершеннолетний обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии
- признавать возможность существования разных точек зрения
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией
- готовить небольшие публичные выступления
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата
- выстраивать последовательность выбранных действий
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок

Совместная
деятельность

Базовые логические
действия

Базовые
исследовательские
действия

Работа с
информацией

Общение

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться
- ответственно выполнять свою часть работы
- оценивать свой вклад в общий результат
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы
Математика
Познавательные УУД
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(часть –целое, причина – следствие, протяженность)
- применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение
- приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач
- представлять текстовую задачу, ее решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
задачей
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделом математики
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач
- применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов)
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды
- читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель)
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями
учебной задачи
- принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации
Коммуникативные УУД
- конструировать утверждения, проверять их истинность, строить
логическое рассуждение
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи, формулировать ответ
- комментировать процесс вычисления, построения, решения
- объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии
- в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения
- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру,
при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка)
- ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнить, исправлять
деформированные, составлять по аналогии

Самоорганизация

Самоконтроль

Самооценка

Совместная
деятельность

Базовые логические
действия

Базовые
исследовательские
действия

- самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным
Регулятивные УУД
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
учебных действий
- выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности,
объективно оценивать их
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск
путей преодоления ошибок
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронном)
- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику
- участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации
- осуществлять совместный контроль оценку выполняемых действий,
предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения
Окружающий мир
Познавательные УУД
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть –целое,
причина – следствие, изменения во времени и в пространстве)
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма
- проводить (по предложенному плану или самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты,
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта,
- с помощью учителя формулировать цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания, природные зоны), а
также в социуме (лента времени, поведение и его последствия,
коллективный труд и его результаты и др.)
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по

Работа с
информацией

Общение

Самоорганизация
Самоконтроль

Самооценка

установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие)
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, исследования)
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учетом учебной задачи
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
представленную в явном виде информацию
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику)
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию
- читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию)
- соблюдать с помощью учителя правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчет,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма)
Коммуникативные УУД
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников
- признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и
аргументировано высказывать свое мнение, приводить доказательства
своей правоты
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, проявлять уважительное
отношение к собеседнику,
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование)
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, плакаты, фото и др.) к тексту выступления
Регулятивные УУД
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия
по решению учебных задач
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины,
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя)
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической)задачи, активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру)
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Работа с
информацией

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться
- выполнять правила совместной деятельности, справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника, считаться с наличием разных мнений,
не допускать конфликтов, при их возникновении – мирно разрешать без
участия взрослого
- ответственно выполнять свою часть работы
Технология
Познавательные УУД
- ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях
- осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков
- сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия
- делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике
- использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической деятельности
- комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей
- понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности
- осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей
- анализировать и использовать знаково-символические средства
представлении информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями
- использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности ее использования для решения конкретных учебных задач
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках
Коммуникативные УУД
- вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи
аргументировано их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге
- создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России
- строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и
способах создания
- объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия
Регулятивные УУД
- рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы)
- выполнять правила безопасности труда при выполнении работы
- планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами: прогнозировать действия для получения
необходимых результатов

Совместная
деятельность

Пространственные
представления и
сенсорные
способности

Базовые логические и
исследовательские
действия

- выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок
- проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы
- организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе, обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя/либера и подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество
- проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме,
комментировать и оценивать их достижения, высказывать сои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь
- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности
Изобразительное искусство
Познавательные УУД
- характеризовать форму предмета, конструкции
- выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе
- сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям
- находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм
и предметов
- сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции,
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой
- обобщать форму составной конструкции
- выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях
- абстрагировать образ реальности при построении плоскостной
композиции, соотносить тональные отношения (темное – светлое) в
пространственных и плоскостных объектах
- выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении
- проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных материалов
- проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий
- проявлять исследовательские и аналитические действия на основе
определенных учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды
- анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и
другим учебным установкам по результатам проведенного наблюдения
- использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей
- классифицировать произведения искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений

Работа с
информацией

Базовые логические
действия

- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания
- использовать электронные образовательные ресурсы
- уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями
- выбирать источник для получения информации : поисковые система
Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные
альбомы детские книги
- анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему
представлять ее в различных видах рисунках и эскизах, электронных
презентациях
- осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные
музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем
- соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет
Коммуникативные УУД
- понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного
(автор – зритель), между поколениями, между народами
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке
и понимании обсуждаемого явления
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учета интересов в процессе совместной художественной
деятельности
- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта
- анализировать произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем
- признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности,
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по ее
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата
Регулятивные УУД
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем
- соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания
- уметь организовывать свое рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Музыка
Познавательные УУД
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определенному признаку
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные
объекты
(музыкальные
инструменты,
элементы
музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.)

Базовые
исследовательские
действия

Работа с
информацией

Невербальная
коммуникация

Вербальная
коммуникация

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим
музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической
для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы
- на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков
- с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и
слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования
- сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев)
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть-целое, причина-следствие)
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения ( в том числе в форме двигательного
моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения,
исследования)
- прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях
- выбирать источник получения информации
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа ее проверки
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет
- анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей
- анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Коммуникативные УУД
- воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания
- выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе)
- передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение с
исполняемому произведению
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значении интонации в повседневном
общении
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
- проявлять уважительное к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии
- признавать возможность существования разных точек зрения

Совместная
деятельность
(сотрудничество)

Самоорганизация
Самоконтроль

- корректно и аргументировано высказывать свое мнение
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование)
- готовить небольшие публичные выступления
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления
- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки
- переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться
- ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в
общий результат
- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата
– выстраивать последовательность выбранных действий
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Физическая культура
Познавательные УУД
- сравнивать показатели индивидуального физического развития и
физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие
и отличительные особенности
- выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных
стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению
- объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на
профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости
Коммуникативные УУД
- взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее
изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога
- использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и
учащимися, применять термины при обучении новым физическим
упражнениям, развитии физических качеств
- оказывать посильную первую помощь во время занятий физической
культурой
Регулятивные УУД
- выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность
при выполнении учебных заданий
- самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с
учетом собственных интересов
- оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять

стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
2. Образовательные технологии деятельностного типа
Приоритетными для формирования УУД являются следующие технологии:
Образовательные технологии развития регулятивных УУД
Технология развития
критического
мышления

Дает возможность преобразования учебной ситуации в проблемную, а затем
в собственно образовательную учебную ситуацию для перехода учащегося
к самообучению и саморазвитию

Технология
проблемного обучения

Способствует формированию умений:
- постановки учебной задачи
- планировать, прогнозировать
- находить решения в различных проблемных ситуациях
- контролировать и корректировать свою деятельность

Технология проектной
деятельности

Способствует:
- формированию умений осуществлять пошаговый и итоговый контроль по
результату действий
- способности проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве

Информационнокоммуникативная
технология

Способствует:
- развитию навыков самостоятельной работы
- развитию умений самостоятельно оценивать правильность действий,
вносить необходимые коррективы

Технология
Дает возможность учащимся развивать умения ставить
исследовательской
формулировать
деятельности
Образовательные технологии развития познавательных УУД
Технология проектной
деятельности

Технология
исследовательской
деятельности

проблему,

Формулируемые УУД
- отбирать необходимые источники информации
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную у различных
источников
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи
- искать пути и решения, выбирая оптимальные, при наличии альтернативы
- осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия
выбора
- действовать самостоятельно (без подсказки), сравнивать полученное с
требуемым
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов
- объективно оценивать
процесс (саму деятельность) и результат
проектирования
Формируемые УУД
- умения самостоятельно выделять и формулировать проблему
- ставить познавательную цель
- выдвигать гипотезы и их обосновывать
- осуществлять поиск информации из различных источников, выделять
существенную информацию из разных источников
- организовывать (систематизировать) информацию, представлять
информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка,
таблицы и т.п.

Технология развития
критического
мышления

Формируемые УУД
- находить требующуюся информацию в различных источниках
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать
суть, адресную направленность, цель информирования,
- систематизировать информацию по заданным признакам
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и
обратно,
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки
зрения и высказывать обоснованные аргументы
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между
информационными сообщениями
- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или
другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую
информацию
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от
«белого шума» и т.д.

3. Учебное сотрудничество как механизм формирования коммуникативных УУД
В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ
организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом которого является не
только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения
сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнера, умения понимать эмоциональное
состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска
информации; умения решать конфликты.
Формы учебного сотрудничества:
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от
сотрудничества со сверстниками к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим
собой.
Основные формы организации учебного сотрудничества:
- работа в парах
- работа в группах постоянного и сменного состава
- коллективное взаимодействие
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей,
так как она позволяет:
- дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в
дискуссиях
- дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые
составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования)
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание
обучения
Организация учебного сотрудничества
Существуют разные виды организации групповой работы:
- совместно-групповая – характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда
не все ученики активно взаимодействуют
- совместно-взаимозависимая (коллективно-кооперативная) – общий результат достигается
действиями всех участников, если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникнут
затруднения

- коллективно-творческая – в процессе обучения имеет место учебная творческая работа
коллектива, количество учащихся варьируется от двух до целого класса.
Существуют интерактивные формы парной и групповой работы учащихся – это
организационные формы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт,
активность, позиция учителя – консультант-фасилитатор). К интерактивным формам организации
учебного процесса можно отнести уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-проекты, урокидиалоги, фронтальную работу в кругу, центры активного обучения, творческие мастерские
(лаборатории) и др. на одном и том же уроке могут сочетаться разные организационные формы и
методы учебного сотрудничества.
Ведущая роль групповой формы работы состоит в формировании универсальных учебных действий,
в частности, учебной самостоятельности, умения активно учиться друг у друга. Учебная
самостоятельность становится выше только тогда, когда у детей возрастает опыт учебного
сотрудничества.
4. Учебные ситуации и учебные задачи
Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место отводится
учебным ситуациям, которые специализированы для развития определенных УУД, которые могут
быть построены не только на предметном содержании, но и надпредметном.
Основными видами учебных ситуаций, используемыми в основной школе являются:
- ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения
- ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве
факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ,
вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее
решения)
- ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением,
которое следует оценить и предложить свое адекватное решение
- ситуация-трение – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно
проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующиетипы
задач:
На развитие личностных УУД:
- на личностное самоопределение
- на развитие Я-концепции
- на смыслообразование
- на мотивацию
- на нравственно-этическое оценивание
На развитие коммуникативных УУД:
- на учет позиции партнера
- на организацию и осуществление сотрудничества
- на передачу информации и отображение предметного содержания
- тренинги коммуникативных навыков
- ролевые игры
- групповые игры
На развитие познавательных УУД:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач
- задачи и проекты на сравнение, оценивание
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования
- задачи и смысловое чтение

На развитие регулятивных УУД:
- на планирование
- на рефлексию
- на прогнозирование
- на целеполагание
- на оценивание
- на принятие решения
- на самоконтроль
- на коррекцию
Особенности типовых задач, направленных на формирование и развитие УУД:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков,
способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий
(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых
объектов и процессов, схем
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и
процессами
2)
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка
самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования
знако-символических средств и\или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от
учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной
точки зрения, создания и ли исследования новой информации, преобразования известной
информации, представления ее в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения
проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности,
например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания
объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок2 и
т.п.
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами:
коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом (например, сообщения, комментария,
пояснения, призыва инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и
обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчета, оценочного суждения,
аргументированного мнения и т.п.)
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации
выполнения задания планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в
выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска
необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и

способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо
изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.)
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование
ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений
и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных
и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также
аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
5. Этапы урока
Этапы урока

Формируемые УУД

Методы, приемы, средства обучения,
формы организации деятельности
учащихся, педагогические технологии

Мотивация к учебной
деятельности
Актуализация и
фиксирование
затруднения в пробном
учебном действии
Выявление места и
причины затруднения

Личностные

Эмоциональный настрой

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

Постановка проблемного вопроса
Организация проблемной ситуации

Построение проекта
выхода из затруднения
(цель, план, способ,
средства)
Реализация построенного
проекта

Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

Первичное закрепление с
проговариванием во
внешней речи

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные

Самостоятельная работа с
самопроверкой по
эталону
Включение в систему
знаний и повторение
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог урока)

Проблемный диалог
Технология проблемного обучения
Карта урока
Интерактивные плакаты
Презентация Проектная деятельность
Задания типа «Поставь вопросы, на
которые ты знаешь ответы»
Проектная деятельность
Частично поисковая,
исследовательская деятельность
Проведение дидактических игр
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий
Работа с интерактивными
тренажерами
Применение энциклопедий, словарей,
справочников, ИКТ- технологий
Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий
Пользуются самоконтроль,
взаимоконтроль
Групповая, парная работа,
взаимопомощь, работа по памяткам
Самоанализ, самооценка
Приемы «ладошка», смайлики, карты
обратной связи и т.д.

6. Варианты заданий для достижения метапредметных образовательных
результатов
Компоненты
структуры
познавательной
деятельности
Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Варианты заданий для учащихся
Обязательный уровень (I)
Повышенный уровень (II)
Уроки вопросов и ответов
Использование сборников
упражнений и таблиц
Плановые инструкции
Имитационные игры, формулировка
определений
Игры, направленные на развитие
памяти
Вопросы-тесты
Формирование взаимосвязей
Демонстрации, выступления и
пересказы
Осуществление малых проектов
Объяснение используемого метода
Осуществление классификаций
Решение проблем посредством
использования уже информации
Интервью
Групповая презентация
Проведение экспериментов
Проведение различий между
фактами и предположениями
Сравнение и противопоставление
Составление перечня свойств
Разработка исходного плана
Написание рассказа
Постановка целей и задач
Выдвижение плана для
эксперимента
Выявление новых комбинаций
Формирование суждений о фактах
или идеях, которые основаны на
внутренних или внешних условиях
Осуществление оценки качества
собственных продуктов и идей
Выработка критериев оценки
Принятие и отрицание идей,
которые соответствуют каким-либо
нормам

Воссоздание в памяти идеи или
факта, в которых тот же материал
отчасти уже был использован
Имитационные игры
Организация поиска информации
Проверочные опросы

Передача идеи новым или иным
способом
Прогнозирование последствий,
изменений
Организация взаимного обучения
учащихся
Применение идей в новых или
необычных ситуациях
Имитация, игра в роли, смена роли
Издание, моделирование
Обсуждение фактического
использования идей
Раскрытие уникальных особенностей
Оценка уместности данных
Выявление логических ошибок
Выявление проблемы
Создание гипотез
Интегрирование знаний в различных
областях в одном плане для решения
проблемы
Формулирование новой системы
классификации объектов
Оценка идей
Оценка логической
последовательности материала
Оценка степени адекватности
Подтверждение выводов фактами
Осуществление оценок групповых
заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».