Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Отраслевой орган администрации Серовского городского округа
Управление образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Ленина, 167 тел. 8(34385)6-27-09
E-mail: Ecole20serov@rambler.ru

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МАОУ СОШ № 20
Протокол от 30.08.2023 г. № 22

УТВЕРЖДАЮ

Положение
об организации обучения детей в ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 20

г. Серов, 2023 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение «Об организации обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (в дальнейшем - Положение) в МАОУ СОШ
№ 20 разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
детейинвалидов (далее - ОВЗ).
1.2. Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные
образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания,
учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
1.4. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.,
№273-Ф3;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
№ 413;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Устав МАОУ СОШ № 20.
1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МАОУ СОШ № 20.

2. Порядок приема детей с ОВЗ
2.1. Прием детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 20 осуществляется по территориальному
принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным
законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения.
В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине
отсутствия в ней свободных мест.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании
заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей
(законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в
МАОУ СОШ N° 20.
2.3. Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких
ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В
случае невозможности совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно осваивающих
образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, возможно обучение
по иной форме по заявлению родителя (законного представителя ребенка).
3. Организация обучения детей с ОВЗ
3.1. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ организуется по основной
образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным
учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным
планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких
обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая
реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Вариант 2
предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и
организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области и курсов, как в урочной, так и внеурочной
деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает
дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико­
педагогической коррекции:
- в классах начального общего образования, в которых обучаются дети по АООП,
разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения;
- в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы
специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические
заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением;
- обучение на дому (с использованием дистанционных образовательных
технологий); - индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с выраженными
поведенческими отклонениями (индивидуальный учебный план).
3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:
- начальное общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
- основного общего образования - срок обучения увеличивается не более чем на
один год;
- среднее общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
3.4. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах:
- в образовательной организации;
- вне образовательной организации.
3.5. Для выполнения рекомендаций ПМПК Школа может использовать сетевую
форму реализации адаптированной общеобразовательной программы, обеспечивающую

возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также (при
необходимости) с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой
формы реализации АООП осуществляется на основании договора между указанными
организациями.
3.6. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так
и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом,
индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В
первой половине дня могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с
учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
3.7.
Коррекционно-развивающую
работу
с
обучающимися
проводят
учительдефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Для этих
занятий предусматривается 2-3 часа коррекционно-развивающей работы в неделю,
согласно рекомендациям ПМПК.
3.8. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться
поддержкой тьютора (ассистента, помощника) на основании рекомендации ПМПК для
ребенка-инвалида.
3.9. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственно отсталости).
3.9. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного
образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ,
соответствующих их психофизическим возможностям.
3.10. Родители (законные представители) принимают участие в процессе
реабилитации детей. Родители (законные представители) имеют право получать
информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого­
педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или
участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с
администрацией школы родители имеют право присутствовать на уроках и
индивидуальных занятиях, принимать участие в подготовке и проведении всех
внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Формы обучения детей с ОВЗ
4.1. Форма обучения и программа определяются при зачислении обучающегося в
школу по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с
медицинскими показаниями и заключением ПМПК.
4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося
общеобразовательные программы могуг осваивать в следующих формах: классноурочная,
домашняя с использованием дистанционных технологий.
4.3. Классно-урочная формы обучения. При организации совместного обучения
детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, создаются классы
интегрированного обучения (инклюзия). Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе
не более 3-4 человек. Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.00,
продолжительность уроков во 2 - 11 классах до 40 минут, в первых классах в первом
полугодии - не более 35 минут, во втором полугодии - не более 40 минут. Учебный план
разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
При этом часть, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет
учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические возможности.
Недельная учебная нагрузка классно-урочной формы обучения соответствует учебному
плану образовательного учреждения на текущий год.
4.4. Домашняя форма обучения. Индивидуальное обучение на дому
организовывается обучающимся, входящим в контингент МАОУ СОШ № 20 при наличии
справки, в которой рекомендуется данная форма обучения. График организации
образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии

должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным
образовательным стандартом. Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во
2 -11 классах до 40 минут, в первых классах в первом полугодии - не более 35 минут, во
втором полугодии - не более 40 минут. Учебный план разрабатывается на основе
Федерального государственного образовательного стандарта. При этом вариативная часть
его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор
учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических
рекомендаций совместно с родителями. Право распределения часов по учебным
дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учётом индивидуальных
психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Расписание занятий
согласовывается с родителями обучающегося и утверждается директором школы.
5. Аттестация обучающихся с ОВЗ
5.1. Оценка учебных достижений, обучающихся с ОВЗ осуществляется: во 2-9
классах - по четвертям, в 10-11 классах - по полугодиям. Используется 5-ти бальная
система оценок. В 1 классе и в 1-й четверти 2-го класса без отметочная система обучения.
5.2. Система аттестации включает:
5.2.1. Обучающиеся с ОВЗ могут не участвовать в диагностиках ВПР.
5.2.2. Промежуточную аттестацию - по итогам прохождения темы (контрольная
работа, тестирование) четверти, полугодия, года.
5.2.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по
своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е
классы).
5.2.4. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е
классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем
общем образовании). 5.2.5. Обучающимся с умственной отсталостью после освоения
образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой
аттестации выдается свидетельство об обучении. 5.2.6. Выпускники, проявляющие
способности и трудолюбие в учении могут быть награждены золотой медалью «За особые
успехи в учении», похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных
предметов». Награждение производится в соответствии с Положением о поощрении
обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».