Отраслевой орган администрации Серовского городского округа Управление образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Ленина, 167 тел. 8(34385)6-27-09 E-mail: Ecole20serov@rambler.ru ПРИНЯТО на Педагогическом совете МАОУ СОШ № 20 Протокол от 30.08.2023 г. № 22 УТВЕРЖДАЮ Положение об организации обучения детей в ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 20 г. Серов, 2023 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в дальнейшем - Положение) в МАОУ СОШ № 20 разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов (далее - ОВЗ). 1.2. Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1.4. Положение разработано в соответствии с: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-Ф3; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287; - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Постановление главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Устав МАОУ СОШ № 20. 1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МАОУ СОШ № 20. 2. Порядок приема детей с ОВЗ 2.1. Прием детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 20 осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. 2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в МАОУ СОШ N° 20. 2.3. Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае невозможности совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, возможно обучение по иной форме по заявлению родителя (законного представителя ребенка). 3. Организация обучения детей с ОВЗ 3.1. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ организуется по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов, как в урочной, так и внеурочной деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе. 3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико педагогической коррекции: - в классах начального общего образования, в которых обучаются дети по АООП, разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ; - в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения; - в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением; - обучение на дому (с использованием дистанционных образовательных технологий); - индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с выраженными поведенческими отклонениями (индивидуальный учебный план). 3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП: - начальное общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы); - основного общего образования - срок обучения увеличивается не более чем на один год; - среднее общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на один год. 3.4. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах: - в образовательной организации; - вне образовательной организации. 3.5. Для выполнения рекомендаций ПМПК Школа может использовать сетевую форму реализации адаптированной общеобразовательной программы, обеспечивающую возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также (при необходимости) с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации АООП осуществляется на основании договора между указанными организациями. 3.6. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В первой половине дня могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. 3.7. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят учительдефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Для этих занятий предусматривается 2-3 часа коррекционно-развивающей работы в неделю, согласно рекомендациям ПМПК. 3.8. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника) на основании рекомендации ПМПК для ребенка-инвалида. 3.9. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственно отсталости). 3.9. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ, соответствующих их психофизическим возможностям. 3.10. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации детей. Родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с администрацией школы родители имеют право присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях, принимать участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий. 4. Формы обучения детей с ОВЗ 4.1. Форма обучения и программа определяются при зачислении обучающегося в школу по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с медицинскими показаниями и заключением ПМПК. 4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося общеобразовательные программы могуг осваивать в следующих формах: классноурочная, домашняя с использованием дистанционных технологий. 4.3. Классно-урочная формы обучения. При организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, создаются классы интегрированного обучения (инклюзия). Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не более 3-4 человек. Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.00, продолжительность уроков во 2 - 11 классах до 40 минут, в первых классах в первом полугодии - не более 35 минут, во втором полугодии - не более 40 минут. Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта. При этом часть, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические возможности. Недельная учебная нагрузка классно-урочной формы обучения соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год. 4.4. Домашняя форма обучения. Индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся, входящим в контингент МАОУ СОШ № 20 при наличии справки, в которой рекомендуется данная форма обучения. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным образовательным стандартом. Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40 минут, в первых классах в первом полугодии - не более 35 минут, во втором полугодии - не более 40 минут. Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учётом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается директором школы. 5. Аттестация обучающихся с ОВЗ 5.1. Оценка учебных достижений, обучающихся с ОВЗ осуществляется: во 2-9 классах - по четвертям, в 10-11 классах - по полугодиям. Используется 5-ти бальная система оценок. В 1 классе и в 1-й четверти 2-го класса без отметочная система обучения. 5.2. Система аттестации включает: 5.2.1. Обучающиеся с ОВЗ могут не участвовать в диагностиках ВПР. 5.2.2. Промежуточную аттестацию - по итогам прохождения темы (контрольная работа, тестирование) четверти, полугодия, года. 5.2.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы). 5.2.4. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 5.2.5. Обучающимся с умственной отсталостью после освоения образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации выдается свидетельство об обучении. 5.2.6. Выпускники, проявляющие способности и трудолюбие в учении могут быть награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Награждение производится в соответствии с Положением о поощрении обучающихся.