Рабочая программа Смысловое чтение

Приложение № 13
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ МАОУ СОШ № 20
30.08.2023 г. № 151
Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение» для 1-4
классов,
разработана на основе требований ФГОС НОО, ФООП НОО, а также на основе ООП НОО
МАОУ СОШ № 20 и с учетом рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 20.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
1

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты :
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
2

художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы
по
содержанию
услышанного
произведения,
определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научнопопулярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст.
Работа с текстом художественного или научно –познавательного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное
воспроизведение
текста
с
использованием
выразительных
средств
языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
3

опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому
произведению
(учебному,
научно-познавательному,
художественномутексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов,
их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учетом спецификинаучно-популярного,
художественного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с
учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе
литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст
по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению
или на основе личного опыта

4

Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема урока
Сказка о медвежатах и детенышах панды.
Пролететь сквозь облако.
Санта –Клаусы в шортах.
Бразильский воск.
Надёжная защита.
Одежда для яблок.
«Приятный» запах помойки.
Сказка о русалочке.
Рисовые картины.
Договор кота и мышей. Почему в мире много Кузнецовых?
Сказка о львёнке и мяче.
Как напугать с помощью воздуха. Доктор медведь.
Танцы на пруду. Зачем электричке две головы?
Река в океане. Лианы.
Зачем театру сцена. Теневые портреты.
Деньги и гроши.
Бумажные осы. Воздушные корабли.
Водные дороги. Договор мышки с кротами.
Антикрыло. «Строительство» паутины. Зачем кобре очки? Хитрая
фасоль.
Сказка о машинке. Деревянная летопись.
Как жить в живом капкане. Птица – секретарь. Пустыня днём и
ночью. Сказка о ёлке.
Улыбайтесь. Любимые памятники.
Незаметный автомобильчик. Дом для белки. Перекати – поле.
«Планета Вода» Зачем лопуху колючки?
Дым от костра вместо телефона. Самолётик.
Зачем доят змей? Страус – почтальон. Дождевые леса. Цена грибов.
Удав в кинотеатре. Ноги роботов.
Ожоги медуз. Цветы дневные и ночные.
Маленький автобус. Галька.
Первые автомобили. Какая польза от битого стекла.
Прятки у жуков. Конкурс сонь. Белая диковинка. Продавцы на
роликах.
Огоньки в лесу. Сказка о дракончике.
Плот Бобра. Сказка о хомяке и черепахе.
Щедрый горшочек. Сказка о мышиных ковриках.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

2класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Незаметные жирафы. Мороженщик.
Упитанные пингвины. Снег в Африке. Гномик Книгочей. Царская
дорога.
Зайчонок и улитка. Жук – бомбардир.
Зрение лягушки. «Гол как сокол». Одноколесный велосипед. «За
пояс заткнуть»
Мудрость гномика Книгочея.
Что получается, когда обмениваются идеями. «Долгий ящик»,
«Горе луковое»
Тиддалик выпил всю воду. Муравьи – врачи. Как возили товар по
морю. «Держать нос по ветру»
Дома на курьих ножках. Краски. Птица пирохвост.
Бражник. Ожившие цветы. Почему мы любим зеленый цвет? День
конфет.
Необычная охота. Превращение моркови.
Глаз бури. «Кто кашу заварил, тому ее и расхлебывать» Крашеные
тюльпаны. «Вода камень точит»
Гномик Хранитель воды. Горный серпантин. «Несолоно хлебавши»
Вулканы – холодильники Земли. Четвероногий внедорожник
.Верхом на китовой акуле. Гномик Путешественник.
Когда приобретают друзей. Летающие костюмы.
Обобщающий урок.
С удочкой на лягушку. Сундук.
Леденцы. «Кто утром не бегает – начинает ржаветь»
Два художника. «Зарубить на носу»
Девочка и попугай. Слониха – художница. «Какого цвета «Черные
ящики»? Поездка в город.
Сказка про робота – уборщика. Сказка о механической и живой
лягушках.
Хлебосольный гномик.
Фотоохота.
Гномик Огородник. Зачем лошадям подковы.
Редкое судебное дело.»Волка ноги кормят»
Гномик Франт. Горный лен.
Многорукий гномик.
Прудовые арбузы. Компанейский гномик. Монеты китайские и
японские.
Три новогодних праздника.
Горные лыжи среди пустыни. Дорога.
Золотая деревенька. Как лягушка небывалой величины выпила всю
воду в Центральной Австралии. «Тянуть канитель»
В путь. Локоть блинов и мешок пельменей.
Гномик Сказочник. «Весной дни долгие, да нитка коротка»
Гномик Ворчун. Встречный огонь.
Обобщающий урок.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

3класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Резные лошади. Снегоступы
Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка.
О том, как змея стала ядовитой (Австралийская сказка). Самый
красивый парусный корабль
Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две
яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска
Розовые кролики. Плавучий город
Самоцветы. Язык жестов. Можно ли стрелять без стрелы? Путники
(Басня Эзопа). Боевой танец
Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Басня Эзопа «Рыбаки». Как
пугало было вороньим царем
Символ Франции. Лягушки, просящие царя.
Обезьяна и слон. Притчи
Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево (Индийская
притча)
Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым – сними шляпу.
Итальянские пиццерии. Куда деваются старые детали «Лего»?
Замечательные часы. Куда текут реки
Всякое ли молчание - золото? «Молодо – зелено»
«Читать» людей. Полежать на воздухе
Тысяча глиняных горшков. Бабочки и огонь (Персидская притча)
«Тошу обижать не дам!». Леонардо да Винчи
Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо (Басня
Леонардо да Винчи)
Необычная елка. Дельфины и пескарь (Басня Эзопа)
Сказка о пирожке. Доблестные воины. Одинокий мухомор
«Мы триста лет этим занимаемся!» Цвет пиццы. Мухи (Басня
Эзопа)
Колизей. Ностальгия
Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики»
Магниты в древности. Все в твоих руках (Восточная притча)
Бабушка огородника. Чиж (Басня Эзопа)
Санта – Клаусы в разных странах. Имена дельфинов
Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции
Легкий и прочный. «Первая нога»
У каждого мастера есть свои секреты. Новый год в Японии.
Неуклюжий паучок
Гусеница, которая хотела летать. Первый микроскоп
Подходящий камень. Сказка про кошку и собаку. «Первый блин
комом»
«Мой дом – моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград
(Басня Эзопа)
Кошки, которые полюбили груши. Бывают и такие ошибки. Бобры
и лес
Ночной урок. Сочинение «Как мама помогала мне чему – либо
научиться»
Изложение проиллюстрированного текста

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

4класс (34 часа)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Резиновый мяч. Маленькие конфетки
Свитера. Игрушки из Японии. «Очертя голову»
В большом деле не без убытка. Глаза умнее мозгов
«Замените меня Васей – он умнее!». Заколдованный круг
Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические
иллюзии
Гонки на верблюдах. Слоны.
Ушная раковина китайского императора. Блин – символ солнца,
вареник – символ луны
Антиквариат. Ледяные пушки
Поплавать в воздухе
Запах газа. Красная строка
Пуантилизм и пиксель
Большой автомобиль
Ключ и замок. Обезьянки на канате
Железная ложка. Яд и лекарство
Трескучие морозы. В невесомости
Чей дом красивее? Подземные воды
Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах.
Музыкальный слух у кошки
Обработка камня огнем. Самолет без летчика. Королевский
голубой
Рыцари. Я люблю весну
Красивый пустоцвет. Из пушки на луну
Тамплиеры. Красный цвет – символ богатства
В космос по канату. «Непостоянен, как ветер»
Терминатор. Пастеризованное молоко
По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль? «Вывести на
чистую воду». Пирамида Хеопса
Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм
Удачное плавание. Индюк не из Индии. Мост к богатству
Паучок, который не знал, что такое осень
Зима – хлопотунья
Сказка о кролике и сахарных кленах
Сказка о космических городах. Арбузный лимонад
В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка
Богатый заяц. Канадский флаг. Кленовый сироп
Почему на асфальте появляются ямы. Озера в воронках от бомб.
Станцевать на куполе парашюта
Изложение проиллюстрированного текста

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».