История
5-9 классы: Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» является приложением к Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа
разработана с учётом требований нормативно-правовых документов: - Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования с последующими изменениями;
- Образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20;
- Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
Целью школьного исторического образования является
формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания
современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также
современного образа России. Современный подход в преподавании истории
предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной
деятельности школьников. В действующих федеральных государственных
образовательных стандартах основного общего образования, названы следующие
задачи изучения истории в школе: - сформировать у молодого поколения ориентиры
для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире; - содействовать овладению обучающимися знаниями об основных
этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитывать
обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества; - развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи
и взаимообусловленности; - сформировать у школьников умений применять
исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональнм обществе. В соответствии с
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
базовыми принципами школьного исторического образования являются: - идея
преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования
государственной территории и единого многонационального российского народа, а
также его основных символов и ценностей; - рассмотрение истории России как
неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее
развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; - понимание
ценности гражданского общества, верховенства права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность; - воспитательный потенциал
исторического образования, его исключительная роль в формировании российской
гражданской идентичности и патриотизма; - общественное согласие и уважение как
необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории. -
познавательное значение российской, региональной и мировой истории; - формирование
требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на
протяжении всей жизни. Методической основой изучения курса истории в основной
школе является системно- деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством
организации активной познавательной деятельности школьников. Методологическая
основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных
и воспитательных приоритетах: - принципе научности, определяющим соответствие
учебных единиц основным результатам научных исследований; - многоуровневом
представлении истории в единстве локальной, региональной, отечественной и
мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий
многих поколений, народов и государств; - многофакторном подходе к освещению
истории всех сторон жизни государства и общества; - историческом подходе как
основе формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с
учебными предметами социально-гуманитарного цикла; - антропологическом подходе,
формирующим личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; -
историко-культурологическом подходе, формирующим способности к межкультурному
диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. Структурно
предмет включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Знакомство
обучающихся при получении основного общего образования с предметом начинается с
курса Всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию
общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств,
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах,
явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России
в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у
обучающихся познавательный интерес, базовые навыки определения места
исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и
процессы, происходившие в разных социальных, национально- культурных,
политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории
обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о
расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств,
местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и
геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании
обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта
предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-
историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных
достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных
исторических источников. Курс дает возможность обучающимся научиться
сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды,
сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным
событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии
событий и процессов. Курс отечественной истории должен сочетать историю
Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать
осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как
граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной
этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в
раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с
ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации
курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и
процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования
элементов региональной истории и компаративных характеристик. Патриотическая
основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения
гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно
акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде
всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности
и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос
исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами
предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других
областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд
народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой,
формирование российского общества на сложной многонациональной и
поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала
взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового
значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности
и меценатства. В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный
настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у обучающихся не
должно сформироваться представление, что история России – это череда
триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были
и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические
репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его
многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но
необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы
вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая
многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим
необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая
акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических,
социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть,
что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело
положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних
врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое
развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Одной
из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской
общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее
гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства
и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и
обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования
правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской
активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы,
земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации,
политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.),
сословного представительства. Необходимо увеличить количество учебного времени
на изучение материалов по истории культуры, имея в виду в первую очередь
социокультурный материал, историю повседневности, традиций народов России.
Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории.
Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья,
Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы,
музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д.
Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры. Концептуально
важно сформировать у обучающихся представление о процессе исторического
развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях
исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические,
либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. За счет более
подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить
базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и
получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления
материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего
времени), сравнительного анализа. Историческое образование в выпускном классе
средней школы может иметь дифференцированный характер. В соответствии с
запросами школьников, возможностям и образовательной организации изучение
истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной
организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного
плана, реализации одного или нескольких профилей обучения. В случае обучения на
профильном уровне учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны
сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими
знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами
работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать
документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять
и оценивать различные исторические версии. Предмет «История России. Всеобщая
история» изучается на уровне основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 5-9 классах. В учебном плане МАОУ СОШ № 20 отведено 2
часа в неделю в 5-8 классах, в 9 классах – 3 раза в неделю.
10-11 классы:
Данная программа обеспечивает
изучение курса истории учащимися 10 -11 класса на базовом уровне 2 часа в
неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение истории на базовом уровне
среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного
мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими
системами;
-
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
результате
изучения истории на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- факты,
явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического
процесса;
- принципы
периодизации всемирной истории;
- важнейшие
методологические концепции исторического процесса, их научную и
мировоззренческую основу;
- особенности
исторического, историко-социологического, историко-политологического,
историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и
явлений прошлого;
- историческую
обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем
социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь
и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и
локальной истории;
уметь:
- проводить
комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять
внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника,
время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать
исторические источники по типу информации;
- использовать
при поиске и систематизации исторической информации методы электронной
обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой
системы в другую;
- различать
в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и
теории;
- использовать
принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и
пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать
разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих
закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать
собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая
формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных
историческому предмету
способов
и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление
его с собственными историческими знаниями;
- участвовать
в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии,
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее
аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать
идеи, организовывать работу группы;
- представлять
результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в
формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии,
исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания
и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения
собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;
- формулирования
своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически
возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в
своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания
себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданином России;
- приобретения
практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе
которой лежит данный учебный предмет.