Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №20 для
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с
ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР
МАОУ СОШ №20 разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
• пояснительную
записку;
• планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
• систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее
содержание начального общего образования и включает в себя направление и
содержание программы коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
• учебный
план начального общего образования;
• систему
специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
В основу
разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и
реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в
ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АООП НОО;
• условиям реализации АООП НОО;
• результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к
созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуре образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР
положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности
образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося
и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования,
поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие
предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и
навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.