Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (вар. 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с
ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается
и утверждается организацией в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с
учетом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР с привлечением органов самоуправления,
обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ СОШ №20
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Структура АООП
НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел
включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО;
• систему оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный
раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:
• программу формирования
универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
• программы отдельных учебных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
• программу духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
• программу формирования
экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу
внеурочной деятельности.
Организационный
раздел включает:
• учебный план начального общего
образования;
• систему специальных условий
реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Определение
варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся
с ЗПР, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся
с ЗПР создаются
и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями
в ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АООП
НОО;
• условиям
реализации АООП НОО;
• результатам
освоения АООП НОО.
Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР (вариант
7.2) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
·
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
·
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
·
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся
с ЗПР (вариант 7.2) положены следующие принципы:
·
принципы государственной политики РФ в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
·
принцип учета типологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
·
принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;
·
принцип развивающей направленности образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
·
онтогенетический принцип;
·
принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с задержкой психического развития;
·
принцип целостности содержания образования, поскольку
в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
·
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического
развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
·
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире;
·
принцип сотрудничества с семьей.