Биология
5-9 классы: Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
·
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об
образовании» РФ;
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Основной образовательной
программы МАОУ СОШ № 20.
Биологическое
образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и
экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях
живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе,
развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для
формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных
компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы,
конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные
результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный предмет
«Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно
использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний
основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,
«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др. Цели биологического образования в основной
школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном. Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий
(объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития
современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач
развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому
они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных
подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация
обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая
включение обучающихся в ту или иную группу или общность носителя её норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого,
биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных
норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
формирование ценностного отношения к живой природе; • развитие познавательных
мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений; • овладение ключевыми
компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой,
коммуникативной; • формирование у обучающихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы. Согласно
учебному плану МАОУ СОШ № 20 на изучение биологии при освоении программ
основного общего образования отводится: 5-7 класс – 1 час, 8-9 класс – 2 часа.
10-11 классы: На преподавание биологии в 10 – 11 классах отводится 1 час в неделю, что соответствует обязательному минимуму содержания общеобразовательных программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.). Программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни различных уровней живой материи. При этом в программу включены рассмотренные в 6-9 классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы с целью актуализации ранее приобретенных знаний. Программа по биологии позволяет выпускникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую теоретическую базу для выбора естественнонаучного направления будущей профессии.