Основы безопасности жизнедеятельности
8-9 классы: Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
·
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об
образовании» РФ;
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
Опасные и
чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной
жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций
личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения
и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян
культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с
требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Учебный предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на
уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной
области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа
определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным
особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и
практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом
развивающего обучения.
На основе
программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как
по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ
в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики
обучения.
Основы
безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
– освоение
обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
– понимание
обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности
и правового поведения;
– понимание
необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и
общественную ценность;
– понимание
необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание
необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
– освоение
обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности
с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
– понимание роли
государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и
наркотизма;
– освоение умений
использовать различные источники информации и коммуникации для определения
угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
– освоение умений
предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
– освоение умений
оказывать первую помощь пострадавшим;
– освоение умений
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
– освоение умений
принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– освоение умений
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
– Освоение и
понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено
на:
– воспитание у
обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
– развитие у
обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
– формирование у
обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости
безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу
для жизни человека.
Программа
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность
получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить
исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология»,
«История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология»,
«Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует
формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует
лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей
учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и
культурной
. Согласно учебному
плану МАОУ СОШ № 20 на изучение ОБЖ при освоении программ основного общего
образования отводится: 8-9 класс – 1 часа.
10-11 классы: Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования .
Изучение
основ безопасности жизнедеятельности на ступени среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к
успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности;
-
дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями
построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии
с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;
-
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального
образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда.
Базовый
уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры
и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими
задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений
обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности.
Межпредметные
связи: учебный предмет ОБЖ при изучении материала опирается на темы биологии
(строение скелета человека и его нарушения –переломы, повреждение кожных
покровов – ожоги, обморожения, виды кровотечений; бактерии, вирусы; инфекционные
заболевания); физики – радиация, химия- оружие массового поражения – химическое;
история - Вооружённых Сил, боевые традиции, работа с нормативно – правовой
базой предмета.
На
изучение предмета на базовом уровне отводится в 10-11 классах по 1 часу в
неделю.