Русский язык
1-4 класс
Рабочая программа
учебного предмета «Русский
язык» является приложением Основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ № 20.
Программа соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
Основной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся 1-4-х классов, изучающих данный учебный
предмет, включенный в обязательную часть учебного
плана начального общего образования. Программа может быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей психофизического развития. Срок реализации программы – 4
года. Данная программа рассчитана: в 1 классе
на 132 часа (4 часа
в неделю), во 2-4 классах
на 136 часов (4 часа в неделю).
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных целей образовательной области
«Русский язык и литературное
чтение»:
-
ознакомление
обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
обучающихся;
-
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры
человека;
-
формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе
национального самосознания.
Программа определяет ряд задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-
развивать речь,
мышление, воображение школьников, умение выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами
и условиями общения;
-
формировать у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского
языка: лексике, фонетике,
графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-
формировать
навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать, читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
5-9 класс
Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 20. Рабочая программа разработана с учётом требований нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №20. Уровень изучения предмета – базовый. Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Рабочая программа составлена для уровня основного общего образования: 5 класс (35 недель) – 175 часов, 5 часов в неделю, 6 класс (35 недель) – 210 часов, 6 часов в неделю, 7 класс (35 недель) – 140 часов, 4 часа в неделю, 8 класс (35 недель) – 105 часов, 3 часа в неделю, 9 класс (34 недели) - 102 часов, 3 часа в неделю.
10-11 класс
Базовый уровень: Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года.
Количество часов- 1
час в неделю.
Главной целью учебной
дисциплины «Русский язык» является развитие личности
ребенка путем
включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение
русскому языку в школе
рассматривается не просто как процесс овладения определенной
суммой знаний о
русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как
процесс речевого,
речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в
последние годы задачи
обучения русскому языку определяются с позиций
компетентности
подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений
и личностных качеств,
которые позволяют человеку совершать различные действия, в том
числе и речевые.
Профильный уровень: В рабочей программе учитываются основы «Федерального компонента
государственного
стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерная программа
среднего образования
по русскому языку. Профильный уровень».
Содержание курса
русского языка в 10 - 11 классах, изучающих русский язык на профильном уровне
обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой
компетенций.
«Содержание
курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики,
элементов
современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и
процесса
формирования умений нормативного, целесообразного, уместного
использования
языковых средств в разнообразных условиях общения»