Технология
1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» является приложением Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 20. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана для обучающихся 1-4-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана начального общего образования. Программа может быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей психофизического развития. Срок реализации программы – 4 года. Данная программа рассчитана на 135 часов: 33 ч. — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч. — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Цели обучения:
-
развитие социально значимых
личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность,
инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической
преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско- технологических знаний и умений и проектной деятельности;
-
расширение и обогащение личного жизненно-практического
опыта, представлений о профессиональной деятельности человека;
-
формирование активно мыслящей,
самостоятельно действующей личности,
готовой к активному взаимодействию с окружающим миром.
Задачи обучения:
- развивать у обучающихся
технологического мышления, творческих способностей на уровне умения открывать и использовать приобретенные знания
в самостоятельной и коллективной работе;
-формировать первоначальные основы технологического образования подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания;
- обучать умению работать
с информацией в учебном пособии;
- развивать у обучающихся культуры труда, основ технологических и художественно
– конструкторских знаний;
-
формировать экологическое сознание, бережное отношение к природе и
умение учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.
5-9 класс
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда,
представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в
разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно
значимых изделий;
·
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов
труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения
своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
·
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
·
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
·
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности. Главной целью образовательной
области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой
жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и
воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение
учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми
в семье, коллективе, современном обществе.
На изучение предмета
«Технологии» на уровне основного общего образования отводится в 5 – 9 классе по 2 часа в неделю.
Данный курс технологии состоит из трёх частей: компьютерные технологии;
технология решения творческих задач; технология профессионального
самоопределения и карьеры.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся
всё более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие
требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на
международном рынке труда.
Умение для
любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде
совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы
логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и
свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные
проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и
человек стали совершеннее.
Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу,
для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т.е. разработать
продуктивную технологию, «ноу-хау» (что буквально переводится как «знаю как»).
Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует
постоянного развития творческих способностей личности. В курсе рассмотрены
некоторые методы решения творческих задач и методы оценки характеристик
способности к творчеству, а также приёмы развития творческих способностей.
Курс направлен на социальную защиту учащихся в условиях рыночной
экономики. Содержание курса призвано содействовать профессиональному
самоопределению учащихся, реализации индивидуального потенциала, достижению
сбалансированности между профессиональными интересами школьника, его
психофизическими особенностями и возможностями рынка труда.
Призван помочь сориентироваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные
особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в
условиях выполнения профессиональных проб, которые проводятся параллельно
изучению теоретической части курса по пяти основным типам профессий:
«человек-человек», «человек – техника», «человек-природа», «человек-знаковая
система», «человек-художествееный образ». Способствовать их профессиональному
самоопределению на основе приобретения непосредственного опыта участия в
разнообразной социально значимой деятельности.
Формирование общетехнических и обще трудовых знаний в области компьютерных
технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные
мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического
мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию,
проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.
Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности,
становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен
проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических
работ и изготовление объектов труда.
Для выполнения различных трудовых заданий, творческих практических работ
использован комплексный обучающий метод – метод проектов, который позволяет в
большей степени проявить самостоятельность обучающимся в принятии решений,
обеспечить формирование умений и навыков конструировать, планировать, организовывать
и контролировать свой труд.
Выполнение проектов совмещено с предварительным изучением обучающимися
необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области
конструирования, решения творческих изобретательских задач. Выполнение
творческих проектов рассматривается как один из эффективных способов трудового
воспитания и технологического образования.
В ходе выполнения проектов у учащихся должна выработаться и закрепиться
привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических
ситуаций. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных
потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее
технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы
и рынка вариант их реализации.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике, и
предполагает широкое применение ПК. Навыки использования информационных
технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами:
информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими
редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.
заложить основы
подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых экономических
условиях;
- формирование компетентной социально-адаптированной, конкурентно способной,
культурно-развитой личности;
- способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности,
процессу её самоопределения и самореализации в будущей карьере.
На изучение предмета отводится:
в 10 – 11 классах 1 час в неделю.
Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так
и инновационные технологии проблемного, проектного, исследовательского
обучения, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля
Итоговые контрольные работы, тестирование, творческие проекты.