Физическая культура
1-4 класс
Рабочая программа по учебному
предмету «Физическая культура»
является приложением Основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 20. Программа
соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы
начального общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» разработана для обучающихся 1-4-х классов, изучающих
данный учебный предмет,
включенный в обязательную часть учебного плана
начального общего образования. Программа может
быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных
особенностей психофизического
развития. Срок реализации программы – 4 года.
Данная программа рассчитана на
405часов (3 часа в неделю), из них: 1класс – 99 часов, 2-4 класс –102 часа в год.
Цель обучения: формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
-
укрепление здоровья,
улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой
движений;
-
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и
точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование
элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
работоспособность и развитие физических (коорди- национных и
кондиционных) способностей;
-
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах
и инвентаре, о соблюдении правил
техники безопасности во время занятий;
-
формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
-
приобщение к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное
время на основе формирования интересов
к определённым видам
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам
спорта;
-
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости
во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной деятельности.
5-9 класс
Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая
программа по физической культуре составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 с последующими изменениями;
-
Примерной программы по учебному предмету «Физическая культура»;
-
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 20;
-
Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно -
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года.
Цели:
- сформировать разносторонне физически развитую личность, способную активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья; - оптимизировать трудовую деятельность и
организацию активного отдыха; - сформировать устойчивые мотивы и потребности
школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие
физических и психических качеств; - творчески использовать средства физической
культуры в организации здорового образа жизни. Задачи: - содействовать
укреплению здоровья, развитию основных физических качеств повышения
функциональных возможностей организма; - сформировать культуру движений,
обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов
спорта; - содействовать освоению знаний о физической культуре и спорте, их
истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; -
обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-
оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями; - воспитать положительные качества личности, нормы коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя
такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в
современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая
культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных
Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в
современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления
здоровья средствами физической культуры. Раскрываются основные понятия
физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и
требования техники безопасности. Содержание раздела «Способы двигательной
(физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на
активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической
культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и
включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий
физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Содержание раздела «Физическое совершенствование», наиболее значительный по
объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие,
всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот
раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная
деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья
обучающихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных
систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения,
оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения
адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам,
имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»,
ориентирована на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя
средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в
программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых
видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок,
спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта
раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного
отдыха, массовых спортивных соревнований. «Прикладно-ориентированные
упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному
освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить
посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными
способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема
представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое
образование в системе средних профессиональных учебных заведений. Тема
«Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации
целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические
упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема носит лишь
относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в
содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». Предлагаемые
упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по
признаку направленности на развитие соответствующего физического качества
(силы, быстроты, выносливости и т.д.) С целью достижения высоких результатов
образования в процессе реализации рабочей программы целесообразно используются
следующие технологии образования: современное традиционное обучение (ТО);
педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического
процесса; игровые технологии; проблемное обучение; коллективный способ обучения
КСО, групповые технологии; информационные технологии обучения. Рабочая
программа составлена на уровень основного общего образования и рассчитана: 5-9
класса – 3 часа в неделю . Срок реализации рабочей программы 5 лет.
10-11 класс
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основании ФК
ГОС
2004 г. с изменениями 2017 г. и Примерной программы основного общего (полного)
образования
по физической культуре.
Изучение
физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
-
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей
организма, укрепление индивидуального здоровья;
-
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях
физкультурно-оздоровительной
и спортивно-оздоровительной деятельностью;
-
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания,
обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими
упражнениями и базовыми видами спорта;
-
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании
здорового образа жизни и социальных ориентации;
-
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности,
овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах
занятий
физическими упражнениями.
Место в учебном плане: по 3 часа в неделю.