Химия
8-9 классы: Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
·
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об
образовании» РФ;
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
3. Основной
образовательной программы МАОУ СОШ № 20.
В системе
естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место
в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в
воспитании экологической культуры.
Успешность
изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил
безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа
включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей
программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии,
выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании
данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания,
включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и
материалов.
Теоретическую
основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение,
Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома,
видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса
значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и
лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению
норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация
данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые
химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о
природе.
Изучение
предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами:«Биология», «География», «История»,
«Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский
язык», «Физика», «Экология».
Согласно учебному
плану МАОУ СОШ № 20 на изучение химии при освоении программ основного общего
образования отводится: 8-9 класс – 2 часа.
10-11 классы:
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии
позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о
целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий,
универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической
химии.
Вторая идея курса — это межпредметная
естественнонаучная интеграция, позволяющая
на
химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в
единое
понимание
естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную
картину
мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии
восприятие
окружающего мира будет неполным.
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Профильный уровень: Рабочая программа по курсу «Химия 10-11 класс (профильный уровень) разработана в соответствии Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования 2004 г. (с изменениями 2017г.). Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 20 изучение предмета «Химия» предполагается в 10–11 классах в объеме 3 часа в неделю.
Общая
характеристика учебного предмета предмет «Химия» входит в образовательную
область «Естествознание». Школьный курс химии – один из основных компонентов
естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач
общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественнонаучной
картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие
ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях
Изучение
химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено
на
достижение следующих целей:
•
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых
для понимания научной картины мира;
•
овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;
выполнять
лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям;
осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;
ориентироваться
и принимать решения в проблемных ситуациях;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе
изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;
сложных
и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций в современной
•
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на
окружающую
среду, и чувство ответственности за применение полученных знаний и
•
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в
лаборатории,
быту и на производстве; решения практических задач в повседневной
жизни;
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среди;
проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной
Личностными
результатами изучения курса являются:
−
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
−
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
−
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты
окружающей
среды;
−
развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметными
результатами изучения курса являются:
−
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения:
ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать
собственный
вклад в деятельность группы (класса); проводить самооценку уровня
личных
учебных достижений;
приёмов
исследовательской
деятельности:
формулирование
составления
плана исследования, фиксирование результатов, постановка химических
опытов,
формулировка выводов по результатам исследования;
формирование
приёмов работы с информацией: поиск и отбор источников
информации
(справочные издания на печатной основе и виде CD, Интернет и др.), в
соответствие
с учебной задачей или жизненной ситуацией, систематизация информации,
её
понимание;
−
формирование учебно-логических умений и навыков: умение делать выводы,
анализировать
материал, сопоставлять, сравнивать, делать соответствующие выводы,
навыки
систематизации и обобщения.