Иностранный язык
2-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» является приложением Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 20. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» разработана для обучающихся 2-4-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана начального общего образования. Программа может быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей психофизического развития. Срок реализации программы – 3 года.
Основные цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе направлены на формирование у обучающихся:
-
первоначального представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека
и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования иностранного языка как средства
межкультурного общения, нового инструмента
познания мира и культуры
других народов;
-
гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ,
свой край, свою страну и осознание
своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых
национальных ценностей;
- основ активной жизненной позиции.
Младшие школьники будут иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные
поступки и поступки своих сверстников, выражать
свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение,
что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
-
элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне
своих речевых возможностей и потребностей в разных
формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся
расширится лингвистический кругозор, они получат общее представление
о строе изучаемого языка и его основных
отличиях от родного языка;
-
основ коммуникативной культуры.
Учащиеся научатся ставить
и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой
этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми
партнерами;
-
уважительного отношения к чужой (иной) культуре через
знакомство с детским пластом культуры
страны (стран) изучаемого языка;
- более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
-
способности представлять в элементарной форме на
иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения;
- положительной мотивации
и устойчивого учебно-познавательного интереса
к предмету «Иностранный язык (английский)».
Английский язык:
5-9 класс
Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
Рабочая
программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Закон «Об образовании» РФ; Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования; Основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
Социально-экономические
и социально-политические изменения, происходящие в нашей стране с начала XXI
века, существенно повлияли на расширение межкультурных связей россиян с
представителями других стран и культур. Одновременно с интеграцией России в
единое европейское образовательное пространство усиливается процесс
модернизации российской школьной системы образования. В результате этого
процесса меняются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в
школе. Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете
формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает
развитие совокупности анализаторов (слухового, речемоторного, зрительного,
двигательного) в их сложном взаимодействии. В процессе обучения иностранным
языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно
связанные с ними воспитательные и общеобразовательные задачи. Владение
иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль
посредством разных лексических и грамматических единиц не только на
иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими,
развивает речевые способности школьников, привлекает их внимание к различным
языковым формам выражения мысли в родном и иностранных языках. В процессе
изучения английского языка реализуются следующие цели:
Развитие иноязычной коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
учебно-познавательной):
- речевая компетенция –
совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- языковая компетенция - систематизация
ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в
соответствии с отобранными темами и сферами общения;
- освоение знаний о языковых явлениях
изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция -
приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого
иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в V классе;
формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения; - компенсаторная компетенция - развитие
умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении
и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательная компетенция –
дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Развитие и воспитание у школьников
понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности
пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной
адаптации; воспитание качеств гражданина,
патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию
между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой
культуры. Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и
выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального
самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах,
с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом
достигнутого ими уровня иноязычной подготовки. Создание основы для формирования
интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным
языком, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять
свои знания в других предметных областях. Создание основы для выбора
иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
-формирование и развитие
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; - формирование и
развитие языковых навыков;
-формирование и развитие социокультурных
умений и навыков.
На изучение иностранного
(английского) языка отводится 3 учебных часа в неделю (5,6,7,8,9 классы).
10-11 классы:
Цель курса: обеспечить
комплексное решение задач обозначенных федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта по иностранному языку, а именно: дальнейшее развитие
коммуникативной компетенции учащихся старших классов, последовательное
совершенствование общеучебных навыков и умений, включая умения контроля и
самоконтроля, поиска, выбора и переработки информации, умения вести дискуссию
на английском языке, писать эссе, а также формирование критического мышления старшеклассников.
В
10-11 классе большее внимание уделяется систематизации лингвистических и
социокультурных знаний, приобретённых учащимися за время изучения английского
языка в начальной школе, и дальнейшее их обогащение, формированию позитивных
жизненных установок, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие
национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры, развитие культурного кругозора
учащихся.
Немецкий язык: Рабочая программа является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 20.
·
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об
образовании» РФ;
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Основной
образовательной программы МАОУ СОШ № 20.
· Немецкий
язык
Предметные результаты
А. В
коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая
компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать
различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы
речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать
собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать
о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать
краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
• описывать события/явления, передавать
основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое
отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать
на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать
на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать
на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие
несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую/нужную/ необходимую информацию;
чтении:
•
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
• читать
несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста
(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать
аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации;
письменной
речи:
• заполнять
анкеты и формуляры;
• писать
поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять
план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты
проектной деятельности.
Языковая
компетенция (владение языковыми средствами):
• применение
правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное
произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение
правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение
ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов
(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное
членение предложений на смысловые группы;
• распознавание
и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик клише речевого этикета);
• знание
основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимание
и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание
и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных
грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их
эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и
наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание
основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная
компетенция:
• знание
национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавание
и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета
(реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах
изучаемого языка;
• знание
употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки,
пословицы);
• знакомство
с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• представление
об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
• представление
о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимание
роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная
компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной
догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен,
жестов, мимики.
Б. В
познавательной сфере:
• умение
сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение
приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать
текст с разной глубиной понимания);
• умение
действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
• готовность
и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение
способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В
ценностно-ориентационной сфере:
• представление
о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• достижение
взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в
доступных пределах;
• представление
о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и
иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
• приобщение
к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном
языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в
школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Г. В
эстетической сфере:
• владение
элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление
к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и
средствами иностранного языка;
• развитие
чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке, литературе.
Д. В
трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный
труд;
• умение работать в соответствии с намеченным
планом.
Е. В
физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим
труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Лексическая сторона речи
Овладение
лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения
в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных
в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания,
оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран
изучаемого языка.
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 20 на изучение иностранного языка при освоении программ основного общего образования отводится: 5-9 класс - 3 часа.
Французский язык: Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 20. Рабочая программа по иностранному языку (французскому) разработана с учётом требований нормативно-правовых документов:
·
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования;;
·
Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 20.
Изучение предметной
области "Иностранные языки" должно обеспечить: приобщение к
культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи
между овладением иностранными языками и личностным, социальным и
профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции
(говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в
соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами
речевого этикета. Основная цель изучения иностранных языков в школе —
формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е.
способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное
общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление
социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на
усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение
школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре
страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к
проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей
страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами
иностранного языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает
развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности:
говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме.
Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения
(социально-бытовой, социально- культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и
выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами
содержания обучения являются: — предметное содержание речи и эмоционально-ценностное
отношение к нему (ценностные ориентации); — коммуникативные умения в названных
видах речевой деятельности; — языковые знания и навыки; — социокультурные
знания и навыки; — учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения
и специальные предметные умения). Для обязательного изучения учебного предмета
«Иностранный язык» на уровне основного общего образования отводится 3 учебных
часа в неделю.